Премьер-министр Греции Лукас Пападимос готов рассмотреть вопрос о принятии закона, который заставит частных кредиторов страны смириться с убытками, если в ходе переговоров, которые возобновятся в среду, не будет достигнуто разумное решение, пишет The New York Times.
В своем первом интервью NYT после назначения на пост премьер в ноябре прошлого года Л.
Если Греция не сможет договориться о 100%-ном участии держателей облигаций в реструктуризации госдолга, в рамках которой будет добровольно списано около $130 млрд из $450 млрд задолженности страны, то власти попробуют принять закон, который сделает такое списание обязательным, сказал греческий премьер.
Опрос управляющих активами: Пессимизм инвесторов по поводу перспектив мировой экономики рассеивается
Аппетит к риску возвращается на уровни, зафиксированные до кризисного третьего квартала
НЬЮ-ЙОРК/ЛОНДОН – Начало 2012 года отмечено возрождением оптимизма в отношении перспектив мировой экономики и ростом аппетита к риску, свидетельствует январский Опрос управляющих активами, проведенный BofA Merrill Lynch.
Глобальный опрос, в котором приняли участие 214 институциональных инвесторов, зафиксировал значительное снижение числа пессимистов среди управляющих фондами. Всего три процента респондентов считают, что темпы роста мировой экономики в течение ближайших 12 месяцев замедлятся. В декабре такого мнения придерживались 27 процентов управляющих.
Многие инвесторы демонстрируют растущий аппетит к риску. Совокупный индикатор риска и ликвидности BofA Merrill Lynch (Composite Risk and Liquidity Indicator) поднялся до самого высокого уровня с июля 2011 года, времени начала наиболее острой фазы кризиса суверенного долга. Доля наличных в портфелях упала до самого низкого уровня с июля 2011 года. Сегодня вес этого класса активов составляет в среднем 4,4 процента по сравнению с 4,9 процента в декабре. В январе 33 процента инвесторов отметили, что рискуют меньше, чем обычно, тогда как в декабре таковых было 42 процента.
Среди опасений, высказанных инвесторами, выделяются геополитические риски. Доля респондентов, считающих, что геополитические риски “выше нормы” выросла до 69 процентов по сравнению с 48 процентами в декабре. В прошлом такие скачки коррелировались с резким ростом цен на нефть.
«Инвесторы не рвутся поскорее набить портфели рисковыми активами, а выбирают их осторожно и неспешно; наибольшим спросом пользуются бумаги американских компаний и высококачественные активы в цикличных секторах, как, например, энергетика и высокие технологии», – сказал Майкл Хартнетт, (Michael Hartnett), глава отдела глобальных стратегических инвестиций BofA Merrill Lynch Global Research. «Несмотря на общий подъем оптимизма в отношении роста мировой и европейской экономики, управляющие портфелями с глубоким скептицизмом смотрят на акции европейских компаний, особенно банков», – сказал Гэри Бейкер, (Gary Baker), руководитель европейского отдела стратегических корпоративных инвестиций BofA Merrill Lynch Research.
Перспективы компаний улучшаются, спрос на инвестиции растет
Инвесторы все еще озабочены возможным замедлением роста прибылей корпораций, но за последний месяц их опасения в значительной степени рассеились. Хотя 21 процент опрошенных считают, что лишь немногие компании смогут порадовать инвесторов впечатляющими финансовыми результатами, доля пессимистов в январе резко снизилась по сравнению с декабрем, когда такой точки зрения придерживался 41 процент респондентов. Число инвесторов, ожидающих роста корпоративных прибылей на уровне не выше 10 процентов, упало до 42 процентов с 60 процентов в декабре.
Растет число тех, кто считает, что компаниям пора увеличивать объемы инвестиций. Пятьдесят пять процентов респондентов заявили, что корпорации должны больше инвестировать в свой бизнес. Это самый высокий показатель за последние 10 месяцев. При этом 37 процентов участников опроса – по сравнению с 31 процентом в декабре – уверены, что “уровень долговой нагрузки должен возрасти”.
Пропасть между США и Европой
США и Европа продолжают оставаться на разных полюсах инвестиционных предпочтений, хотя тональность некоторых наиболее нелицеприятных оценок перспектив европейской экономики стала менее жесткой. Пятьдесят шесть процентов участников глобального опроса – по сравнению с 50 процентами в декабре – считают американские компании наиболее привлекательными в плане роста прибылей. При этом 70 процентов респондентов – на два процента меньше, чем месяцем ранее –отметили, что перспективы европейских компаний в этом отношении наименее благоприятны.
Доля управляющих, увеличивающих долю акций американских компаний в своих портфелях, продолжила расти – до 28 процентов в январе по сравнению 23 процентами месяцем ранее. При этом о снижение веса европейских акции в портфелях заявил 31 процент респондентов. Несмотря на то что этот показатель меньше отмеченных в декабре 35 процентов, он все равно является вторым худшим за всю историю проведения опросов.
Высокие технологии уходят в отрыв; американские инвесторы уже не так сильно боятся банков
Высокие технологии вернули себе статус наиболее популярного сектора у глобальных инвесторов. Их возвращение говорит о росте аппетита к риску среди респондентов, в конце 2011 года преимущественно занимавших оборонительные позиции. Доля инвесторов, предпочитающих высокие технологии, выросла до 39 процентов с 31 процента в декабре, отняв пальму первенства у фармацевтического сектора.
Американские управляющие фондами начинают проявлять интерес к акциям банков, тогда как их европейские коллеги продолжают смотреть на них с большим подозрением. Число американских респондентов с пониженной долей акций банковского сектора в портфелях упало до 16 процентов с 32 процентов в декабре. Среди европейских управляющих ситуация обратная – 50 процентов из них минимизуют вложения с банковский сектор.
Уровень левериджа хедж-фондов на семнадцатимесячном минимуме
Уровень левериджа хедж-фондов упал до самого низкого уровня с августа 2010 года. Средневзвешенное соотношение валовых активов к капиталу упало до 1,22 с 1,41 в декабре. На протяжении предыдущих шести месяцев этот показатель оставался на высоком уровне, несмотря на непрекращающуюся волатильность на рынке.
Как создать депрессию
Европейские политики, возможно, готовятся принять финансовую программу, которая, если будет реализована, может привести к очередной депрессии в Европе. Что понять, почему это произойдет, полезно будет сравнить, каким образом европейские страны реагировали на падение спроса до введения евро и после него.
Например, подумайте, как Франция могла бы отреагировать на существенное падение спроса на экспорт в 1990-х. Если бы не вмешалось правительство, объем производства и уровень занятости могли бы существенно упасть. Для того чтобы предотвратить это, Банк Франции мог бы понизить ставки. К тому же падение доходов привело бы к автоматическому сокращению налоговых поступлений и увеличению различных трансфертных платежей. Правительство могло бы дополнить данные «автоматические стабилизаторы» увеличением расходов, либо снижением налоговых ставок, что вызвало бы дополнительный рост дефицита.
К тому же, падение спроса на экспорт автоматически вызвало бы падение курса франка против других валют, а снижение процентных ставок только усилило бы это влияние. Подобная комбинация изменений в кредитно-денежной, финансовой и валютной политике могла бы стимулировать рост производства и занятости и предотвратить существенное увеличение безработицы.
Однако, когда Франция вошла в состав еврозоны, два из вышеперечисленных каналов воздействия стали недоступны. Курс франка больше не может снизиться против других валют. Размер процентных ставок во Франции, как и во всех других странах еврозоны в данный момент определяется ЕЦБ на основании состояния спроса во всем валютном союзе. Таким образом, единственной антициклической политикой, доступной Франции в данный момент, остается финансовая политика: сокращение налоговых поступлений и увеличение расходов.
Хотя подобная политика предполагает рост дефицита бюджета, использование «автоматических финансовых стабилизаторов» чрезвычайно важно в данный момент, поскольку страны еврозоны не могут использовать монетарную политику для стабилизации спроса. Нехватка инструментов кредитно-денежной политики на фоне отсутствия возможности корректировать курс национальной валюты могла бы также оправдать периодическое дискреционное снижение налогов и увеличение расходов.
К сожалению, некоторые страны еврозоны позволяли своим дефицитам расти даже в «хорошие времена», а не только когда спрос был слабым. Другими словами, национальный долг в этих странах рос как на фоне увеличения «цикличного», так и «структурного» дефицита бюджета.
Росту структурного дефицита бюджета в последнее 10-летие способствовало отсутствие восприимчивости ставок еврозоны к различиям в национальной финансовой политике и уровнях долга в отдельных странах. А поскольку финансовые рынки не распознавали разницу в уровнях риска среди членов еврозоны, процентные ставки по суверенным облигациям не отражали чрезмерный рост кредитования. Единая валюта также предполагает, что по валютному курсу невозможно заметить разницу в расточительности того или иного государства.
Признание Греции в 2010 году о том, что показатель дефицита бюджета был искусственно занижен, стал тревожным звонком для финансовых рынков, который привел к резкому росту доходности гособлигаций многих периферийных стран. На саммите ЕС в Брюсселе, который прошел в начале декабря, власти намеревались предотвратить столь масштабное накопление долга в будущем. Главы стран согласились с принципами ограничения дальнейших показателей дефицита посредством внесения изменений в законодательства — в частности, они договорились об установке верхней планки годового дефицита в 0,5% от ВВП, а в том случае, если показатель превысит 3%, к стране будут автоматически применены санкции.
В данный момент стороны работают над деталями в преддверии новой встречи лидеров ЕС, которая состоится в конце января и в ходе которой будут озвучены конкретные меры, необходимые к принятию европейскими странами. Важной частью декабрьского соглашения стало то, что государство может иметь показатель циклического дефицита выше 0,5% от ВВП, что позволило бы в будущем избежать снижения спроса. Тем не менее, пока неясно, станут ли санкции к странам, превысившим потолок в 3%, достаточно болезненными, чтобы побудить их к более масштабным мерам экономии.
Среди недавних событий, которые должны вызывать опасения в первую очередь, стало заявление ЕЦБ о том, что предложенные правила могут оказаться недостаточно жесткими. В частности, Йорг Асмуссен, который является одной из ключевых фигур Комитета ЕЦБ, заявил, что странам нужно позволить иметь дефицит, превышающий 0,5% от ВВП, только при «природных катаклизмах или в условиях жесткой необходимости ».
Если этот призыв будет услышан, то циклические бюджетные корректировки будут убраны, что станет настоящим «порочным кругом» для спроса и с легкостью создаст условия для развития депрессии. Если, к примеру, условия на мировой арене спровоцируют снижение спроса на французский экспорт, страна столкнется с падением объемов производства и уровня занятости. Это снизит налоговые поступления и увеличит объем трансфертных платежей, что приведет к тому, что дефицит бюджета элементарно выйдет за рамки 0,5% от ВВП. А если Франция вознамерится снизить данный показатель, ей придется повысить налоги и сократить расходы, что, в свою очередь, приведет к еще большему снижению спроса, сокращении налоговых поступлений и росту социальных выплат… И так далее.
В случае воплощения в жизнь, данное предложение может стать причиной крайне высоких показателей безработицы и стремительного замедления восстановления экономики, а именно — депрессии. На практике, конечно, меру вполне можно и нарушить, в точности как старый вариант Пакта о стабильности и росте.
Сейчас лучше всего было бы сосредоточиться на различиях между циклическим и структурным дефицитами, также допустив существование дефицита, получаемого в результате автоматических стабилизаторов. Арбитром должен выступать ЕЦБ, в обязанности которого вошла бы публикация прогнозов по обоим показателям. Это также позволило бы осознать разницу между реальным (скорректированным на инфляцию) дефицитом и номинальным.
Сейчас Италия, Испания и Франция имеют показатели дефицита бюджета выше 3% от ВВП. Однако данный дефицит не является структурным, и если бы ЕЦБ определил масштаб реальных показателей, то рынки были бы удивлены узнать, что они снижаются. А для инвесторов это должно являться одним из основных признаков финансовой состоятельности государства.
Мартин Фельдштейн (профессор экономики в Гарварде, бывший председатель Совета экономических консультантов при Рональде Рейгане и бывший президент Национального бюро экономических исследований США)